Как самозанятый платит налоги?
Вы самозаняты и хотите узнать, кто и как платит налог при этом статусе — легко. Рассказываем, как это сделать.
Самозанятость в России набирает популярность, но многие предприниматели опасаются, что с этим статусом они только усложняют себе жизнь. Государство дало самозанятым возможность вести собственный бизнес, применив пониженную налоговую ставку, которая не будет повышаться до 31 декабря 2028 года.
Самозанятые: как платить налог?
Самозанятый — человек, который добровольно согласился платить налог на профессиональный доход. Несмотря на то, что самозанятые ведут малый бизнес и/или оказывают услуги населению и компаниям любого размера, регистрировать ИП при этом не нужно. При оформленной самозанятости можно заниматься любимым делом официально, а с полученного дохода платить налоги государству.
Статус самозанятого — это получение легального дохода без рисков привлечения к ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность. Перейти на самозанятость и начать платить налог на доход может любой человек, у которого есть гражданство РФ, и который ведёт деятельность на территории России. Также самозанятыми могут стать граждане Армении, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана.
Если вы иностранный гражданин или лицо без гражданства и имеете намерение вести деятельность в России без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя, вам необходимо выполнить следующие действия:
- Получение частичного или постоянного вида на жительство в РФ;
- Определение сферы вашего бизнеса;
- Подготовка пакета необходимых документов для регистрации;
- Подача необходимых документов в ЗАГС;
- Получение учредительных документов;
- Изготовление пломбы;
- Открытие банковского счета.
Начинаем бизнес!
Что дает самозанятость?
Налог на профессиональный доход (НПД) — полностью цифровой налог, это делает его максимально удобным. Экспериментальная форма введена с 1 января 2019 года, а действовать она будет до 2028 года. Основная цель режима — помочь перспективным предпринимателям, развивающим свой бизнес.
Любой совершеннолетний человек, у которого нет руководителей или сотрудников, может получить статус самозанятого. Впрочем, есть ряд исключений и для несовершеннолетних.
Самозанятость могут получить люди:
- Достигшие 16-ти лет и признанные дееспособными;
- Получившие письменное согласие родителей.
Чтобы стать самозанятым, достаточно иметь идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и учетную запись в личном кабинете налогоплательщика. Для этого потребуется скачать мобильное приложение «Мой Налог» и зарегистрироваться , используя логин и пароль от личного кабинета. Существует также веб-версия личного кабинета.
Оформив статус самозанятого, вы сможете официально размещать объявления о товарах и услугах и расширять базу клиентов, желающих заключать официальные договоры. Если вы собираетесь брать кредит или ипотеку, вам будет проще доказать стабильность дохода.
Плюсы самозанятости:
- Легальный статус;
- Низкая налоговая ставка;
- Простота оформления;
- Возможность совмещения со статусом ИП или трудовой деятельностью;
- Регистрация ИП не обязательна;
- Отсутствие отчетности и дополнительных взносов;
- Автоматический расчет налогов;
- Поддержка государства;
- Возможность работы с юрлицами;
- Неограниченное число клиентов;
- Широкая сфера деятельности.
Минусы самозанятости:
- Ограничение по доходу: не более 2,4 млн в год, при этом ежемесячного ограничения нет;
- Невозможность найма сотрудников;
- Нет начисления в пенсионный стаж;
- Нет начисления трудового стажа;
- Отсутствие трудовых льгот;
- Исключения по видам деятельности: перепродажа товаров не своего производства или акцизных, добыча полезных ископаемых, услуги по доставке товаров, сдача нежилой недвижимости, посредничество, адвокатская и нотариальная деятельность.
ИП или самозанятость: чем отличаются?
В отличие от ИП самозанятые должны платить налог не регулярно, а только по факту появления дохода.
Для ИП обязательны страховые и пенсионные взносы. С дохода свыше 300 тыс. руб. индивидуальные предприниматели дополнительно оплачивают 1% в ПФР. Самозанятым не нужно платить никаких взносов. Однако без отчислений в ПФР, трудовой стаж не учитывается. Также стаж не насчитывается, если каждый год отчислять менее минимальной годовой суммы размером в 34 445 рублей.
Чтобы трудовой стаж засчитывался, необходимо самостоятельно оформить договор с ПФР. При этом совмещать самозанятость и трудовой договор с сохранением стажа можно, но только если работодатели разные.
Что же лучше, ИП или самозанятость? Зависит от деятельности человека и того, сколько он зарабатывает в год. Самозанятость подходит тем, кто оказывает услуги физическим лицам: няни, фотографы, дизайнеры, репетиторы, фрилансеры. ИП лучше регистрировать тем, кто планирует брать штат сотрудников или продавать товары не своего производства.
Важно! Индивидуальный предприниматель может стать самозанятым, но в таком случае у него нет возможности нанимать сотрудников или заключать с ними трудовые договора. Нанимать рабочих можно будет только по гражданско-трудовому договору.
Кто может стать самозанятым?
- Продавцы товаров собственного производства;
- Парикмахеры, мастера по маникюру и другие специалисты, оказывающие косметические услуги на дому;
- Кондитеры и пекари, работающие на заказ;
- Фотографы;
- Няни и сиделки;
- Репетиторы;
- Удаленные работники: копирайтеры, блогеры, фрилансеры, программисты, бухгалтеры;
- Лица, предоставляющие юридические консультации, за исключением адвокатов и нотариусов;
- Лица, перевозящие пассажиров и грузы: таксисты и водители;
- Лица, сдающие жилплощадь в аренду;
- Лица, оказывающие другие услуги, в том числе: выпас и выгул животных, клининг, пошив одежды на заказ, ремонт сантехники, электроники и компьютерной техники, строительство и отделочные работы.
Налоги для самозанятых
НПД — это особый налоговый режим для лиц, получивших статус самозанятого. Он подходит для тех, кто предоставляет услуги или использование личного имущества. Ранее физлица, которые работали нелегально, получали доходы переводом на карту или в руки, не отчисляли налоги государству. Чтобы изменить это и сделать их бизнес официальным, была введена экспериментальная система налогообложения.
Впервые НПД ввели в Москве, Московской и Калужской областях и Татарстане. Сейчас он действует на территории всей страны. Несмотря на это, местные власти каждого региона могут отказать в введении налога. Поэтому, если вы хотите стать самозанятым, стоит проверить, работает ли эта система у вас.
В нынешнем виде она просуществует до конца 2028 года. За это время власти не могут изменять ставку налога и уменьшать годовой доход, при котором можно работать самозанятым.
НПД оплачивается по двум ставкам:
- С поступлений от физических лиц — 4%;
- С поступлений от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — 6%.
Например, вы — фотограф. Если вы фотографируете клиентов по договору, вы будете платить 4% от дохода с каждого клиента. Если вы заключили договор на фотосессию в компании, то будете платить 6%. Если по какой-то причине целый месяц у вас не было ни одного клиента, налог не уплачивается.
НПД выплачивается один раз в месяц. В течение месяца самозанятые отчитываются о доходах, а затем ФНС сама рассчитывает налог и присылает квитанцию об оплате не позднее 12 числа следующего месяца. Налог должен быть оплачен до 25 числа того же месяца.
Доходы, которые не облагаются налогом:
- Продажа недвижимости и транспортных средств;
- Получение в рамках трудовых отношений;
- Продажа имущества, которое использовалось для личных, домашних и других подобных нужд;
- В рамках договора о совместной деятельности или доверительного управления имуществом;
- Выполнение физическими лицами услуг по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг выступают нынешние или бывшие менее двух лет назад работодатели;
- В натуральной форме;
- Доход от арбитражного управления, деятельности медиатора, оценочной деятельности, деятельности нотариуса и адвоката, занимающихся частной практикой;
- Государственных и муниципальных служащих, за исключением доходов от сдачи в наем или аренду жилых помещений.
Несмотря на доступность получения статуса самозанятого, необходимо подготовиться и к штрафам. В случае неуплаты штраф составляет 20% от обозначенной в ней суммы. Повторное нарушение в течение 6 месяцев — в размере всей суммы. Если не платить годами, а сумма накопится более 2,7 млн, то такому человеку уже грозит уголовная ответственность.
Как платить НПД?
Налог выплачивается по итогам месяца одним из способов:
- Самостоятельно через «Мой налог»;
- Через банк или оператора электронной площадки;
- Через подключение автоплатежа.
Если сумма НПД меньше 100 руб., она переносится на следующий месяц.
Для получивших статус самозанятого впервые существует налоговый вычет. В первое время с каждого платежа отчисляется меньше налогов: при работе с физлицами налог уменьшается на 1%, с юрлицами на 2%. До тех пор, пока общая сэкономленная сумма не составит 10 000 рублей. Заявлений подавать не нужно, все рассчитывается автоматически.
Вычет действует только один раз. Если сняться с учёта, а затем снова зарегистрироваться — нового вычета не будет. Но если сумма не достигла 10 000 рублей, самозанятый может получить вычет оставшейся суммы.
Как платить налоги самозанятым?
Для вашего удобства есть простое мобильное приложение «Мой налог» — оно помогает оформить статус самозанятого. С помощью МН можно зарегистрироваться в качестве плательщика НДП, обеспечивает удобное взаимодействие с налоговыми органами и заменяет кассу и отчетность.
Плюсы приложения «Мой налог»:
- Возможность регистрации с телефона;
- Простота в оформлении и отправки квитанций и чеков;
- Возможность отслеживать начисление налогов;
- Уведомления о сроках оплаты;
- Доступ к опции автоплатеж;
- Просмотр истории платежей;
- Справочник видов деятельности;
Как оформить самозанятость через приложение «Мой налог»?
- Скачать приложение в Google Play или App Store, или же войти через браузер;
- Зарегистрироваться в нем и принять предложение на обработку персональных данных: кликнуть на кнопку «стать самозанятым», ввести в предложенную форму персональную информацию: ФИО, паспортные данные, номер телефона;
- Подтвердить свою личность можно тремя способами: по паспорту, через профиль Госуслуг или личный кабинет на сайте ФНС;
- Направить уведомление в налоговую службу об отказе от других режимов налогообложения.
Оформление по паспорту:
- Отсканировать паспорт с помощью приложения;
- Проверить автоматическое заполнение данных;
- Сфотографироваться для подтверждения личности.
Необходимо помнить: оформить самозанятость по паспорту могут только граждане России. Если у вас гражданство другой страны, удобнее зарегистрироваться через Госуслуги. При этом необходимо получить верификацию аккаунта. Чтобы это сделать, обратитесь в миграционный пункт, где его сотрудники подтвердят вашу личность и идентифицируют профиль.
Если у вас гражданство России, но вы хотите оформиться в приложении через Госуслуги, вам тоже нужен подтвержденный аккаунт. Для этого обратитесь в МФЦ.
Оформление через Госуслуги:
Здесь паспорт не понадобится. Нужны мобильный телефон, почта или СНИЛС и пароль для личного кабинет. Для регистрации на Госуслугах можно: перейти на сайт или в приложение одного из банков-партнеров, лично в МФЦ и при помощи номера телефона или электронной почты.
Как зарегистрироваться по номеру или почте:
- Перейдите на сайт Госуслуг;
- Укажите свои ФИО, телефон и электронную почту;
- Введите код из СМС;
- Если удобнее использовать почту, выберите «Подтвердить по почте». Перейдите по ссылке, которая придет на указанную при регистрации электронную почту;
- Придумайте и введите пароль.
Оформление через личный кабинет ФНС:
Паспорт также не требуется. Необходимы ИНН и пароль для доступа к личному кабинету. Если вы не пользуетесь сайтом ФНС, можете обратиться в любую налоговую инспекцию, где вам сделают учетную запись и выдадут пароль от нее. Потом переходите в приложение «Мой налог», выбираете соответствующую вкладку и оформляете самозанятость:
- Указываете номер телефона, указываете код из СМС, чтобы подтвердить номер;
- Указываете регион, в котором собираетесь работать, он может отличаться от того, где вы живете и находитесь;
- Вводите ИНН и пароль для доступа в личный кабинет ФНС;
- Указываете пин-код для входа в приложение.
Если вы передумали и не хотите продолжать деятельность самозанятого, через приложение «Мой налог» есть возможность сняться с учета. При временных перерывах в работе этого можно не делать, поскольку без дохода налог не начисляется. Однако, если ваш бизнес вырос, появилась возможность нанять сотрудников, а доход составил сумму больше, чем 2,4 млн рублей за год, вы должны отказаться от статуса самозанятости и зарегистрироваться как ИП.
Что будет, если НПД превысит 2,4 млн рублей за год?
В таком случае самозанятый потеряет свой статус до конца года и будет обязан платить стандартный налог на доходы — он составляет 13%. Отчисления необходимо будет делать либо самому человеку, либо его заказчику, если это юридическое лицо. В новом календарном году вы снова сможете зарегистрироваться как самозанятый и продолжить платить налог на профессиональный доход.
Оставьте комментарий