Падение спроса на потребительские товары стало сильнейшим со времен кризиса 2014 года
В 2022 году зафиксировано самое большое снижение объемов потребления за последние годы. Рынок товаров повседневного спроса опустился ниже уровня 2014 года.
Номинально рост рынка FMCG-товаров (Fast-Moving Consumer Good — товаров повседневного спроса) в 2022 году составил 13,6%. Однако рост продаж на 17% был обеспечен инфляцией. Реальное потребление упало и составило -3,4%.
В 2015 году продажи снизились на 1,5%, а вклад инфляции составил 14,1%, что по итогу дало рынку номинальный рост в 12,5%. Интересно, что за все это время только в 2018 году, в год проведения чемпионата мира по футболу, был зафиксирован более высокий, чем инфляция, вклад реального спроса в рост оборота рынка.
Снижение продаж происходит из-за снижения доходов, что в свою очередь вызвано темпами роста цен и трансформацией логистических цепочек для компаний. Тренд на снижение объемов продаж можно наблюдать на протяжении всего 2022 года, кроме марта, когда люди устроили ажиотаж на фоне новостей об уходе ряда зарубежных брендов.
После 24 февраля из России ушло большое количество зарубежных брендов. На начало сентября 2022 года 34% иностранных компаний ограничили свою деятельность на территории страны. Многие из них были производителями товаров повседневного спроса: Coca-Cola, P&G, Henkel, Ikea и Inditex.
Во время массового ухода брендов из России жители страны закупались продовольственными товарами с длительным сроком хранения и непродовольственными товарам повседневного спроса: бытовой химией, памперсами и техникой. Впоследствии это привело к снижению трат на данные категории товаров.
В 2022 году реально располагаемые доходы населения (за вычетом обязательных платежей) снижались три квартала подряд. В июле-сентябре их падение ускорилось до 3,4%.
Не удивительно, что основной стратегией среди населения стала оптимизация трат. Ключевым фактором для покупки товаров повседневного спроса стала их ценовая доступность.
Гендиректор компании «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров отмечает, что несмотря на невозможность в 2022 году держать стоимость продукции за счет снижения объемов упаковки – многие приемы были реализованы в прошлый кризис. В четвертом квартале потребители стали покупать не только меньше непродовольственной продукции, но и меньше еды. То есть, перешли на режим жесткой экономии. Из-за этого в торговле произошло обострение ценовой конкуренции: магазины формата «у дома» приблизили свои ценовые индикаторы к уровню дискаунтеров. В итоге инфляция на полках была ниже, чем официальные цифры.
В 2023 году ожидается децентрализация потребления. Так в Москве и Санкт-Петербурге произойдет снижение продаж из-за уменьшения количества покупателей после массовой эмиграции. В отдаленных регионах продажи, наоборот, вырастут, так как на фоне специальной военной операции увеличились зарплаты граждан.
Оставьте комментарий