Лукин Андрей

В 2022 году банки вернули жертвам мошенников минимальную за четыре года сумму

В прошедшем году злоумышленники провели меньше мошеннических переводов, но смогли украсть больше средств, чем в 2021 году. Рост объемов операций без согласия клиентов произошел вместе с ростом количества электронных переводов.

0
Содержание Свернуть

Кредитные организации вернули жертвам банковских мошенников всего 4,4% от украденных средств (618,4 млн руб.). Это минимальный показатель с 2019 года. 

Для сравнения в 2021 году банки возместили своим клиентам 6,8% (920,5 млн руб.), в 2020 году — 11,3% (1,1 млрд руб.), в 2019 году — 15% (935 млн руб). 

Низкий уровень возмещения объясняется сохранением высокой доли социальной инженерии, когда граждане самостоятельно переводят средства злоумышленникам или раскрывают банковские данные. В таких случаях банки по закону не обязаны возвращать деньги.

Всего в 2022 году злоумышленникам удалось украсть у банковских клиентов 14,1 млрд руб. Это рекордно высокий показатель за четыре года.

Сейчас в статистику мошеннических операций в ЦБ входят все транзакции, проведенные с помощью электронных средств платежей.

За 2022 год объем хищений вырос на 4,29% на фоне активного развития новых платежных сервисов и роста объема переводов через электронные средства платежа. За год банковские клиенты перевели 1,4 квадриллиона руб.

Количество операций без согласия клиентов снизилось на 15,31% по сравнению с 2021 годом и составило 876,5 тыс. транзакций. ЦБ отметил, что показатель сократился впервые за семь лет. Причиной этому сталорасширениекомплекса мер, которые банки принимают для противодействия мошенничеству. 

Основным инструментом злоумышленников осталось использование методов социальной инженерии. Под психологическим воздействием человек добровольно переводит денежные средства или раскрывает банковские сведения. В 2022 году доля таких операций составила 50,4% против 49,4% годом ранее. Преимущественно такой вид происходит через телефонные звонки. Злоумышленники предпочитают использовать следующие сценарии от «специалистов службы безопасности банка», от «правоохранительных органов» и от «Центрального банка». 

ЦБ направил операторам связи 756 тыс. номеров телефонов, которые использовали злоумышленники. 

В 2022 году мошенники стали активно использовать социальные сети и мобильные приложения. В период с 28 февраля по 31 декабря 2022 года Банк России инициировал блокировку 1942 страниц в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники». 

Через банковские приложения и сайты было украдено 9,2 млрд руб.. Доля социнженерии в этом канале составила 69,5% от общего числа мошеннических переводов. Еще 2,5 млрд руб. мошенники похитили через оплату товаров и услуг в интернете. Социнженерия была использована в 48,7% случаев. Наименьший объем (1,5 млрд руб.) был украден при использовании карт без согласия их владельцев в банкоматах и терминалах. 

В 2022 году рос объем хищений, а сумма возврата, наоборот, падала. Сложность возврата украденных средств связана с тем, что если клиент банка самостоятельно подтвердил все операции, как это происходит при социнженерии, вернуть деньги уже невозможно. Банк не может не обслужить клиента, если он хочет закрыть счет или получить кредит. 

Рост объема украденных средств при снижении числа транзакций объясняется увеличением средней суммы одного хищения. Если лимиты в приложении или на сайте не позволяют мошенникам за один день вывести со счета жертвы крупную сумму, самому клиенту никто не мешает снять деньги со своего счета или оформить кредит, чтобы перевести деньги на счета мошенников.

0